#Армия

«Помеха справа»: забирать ли права у американского капитана

«Помеха справа»: забирать ли права у американского капитана

В сети уже накопилось достаточно много материалов на тему опасного сближения военных кораблей США и России, имевшем место быть утром 6 июня в Восточно-Китайском море.

 

Любой грамотный моряк отметит непрофессиональные действия командира американского корабля, допустившего опасное пересечение курса находившегося справа российского эсминца, однако, китайский военный эксперт – один из авторов информационного интернет-ресурса Sina выдвигает свою версию произошедшего, которая если и не оправдывает, то хотя бы дает внятное объяснение неадекватному поведению американцев.

 

Для начала, давайте вместе с китайским аналитиком рассмотрим исходные данные для решения стоящей перед нами задачи. Итак, участниками событий являются американский крейсер «Чанселорсвилль» (Chancellorsville), входящий в состав авианосной ударной группы Седьмого флота США и большой противолодочный корабль «Адмирал Виноградов» из состава Тихоокеанского флота, представляющий собой эсминец противолодочного типа проекта 1155 «Удалой». В настоящее время российские ВМС располагают 9 кораблями такого типа, которые проходят службу в составе ТОФ и Северного флота, и предназначены в первую очередь для обнаружения, преследования и уничтожения подводных лодок вероятного противника.

 

Таким образом, китайский эксперт делает предположение, что российский корабль находился рядом с американской авианосной ударной группой неспроста, а с определенным набором задач. При этом, автор материала упоминает о том, что для успешной идентификации подводных лодок противника, противоборствующие стороны всегда стремились заполучить так называемый «акустический отпечаток» — запись уникального набора шумов, издаваемых лодкой во время движения, который с легкостью позволяет опознать конкретный корабль и является его своеобразной подписью.

 

Таким образом, китайцы выдвигают предположение, что «Адмирал Виноградов», которое длительное время следовал параллельными курсами с кораблями американской авианосной группы, мог проводить работу по определению и фиксации акустических шумов американских подводных лодок (или лодки), сопровождавших корабли 7-го флота.

 

Не спешите с критикой в адрес китайских экспертов. На первый взгляд сумбурное предположение, имеет вполне определенный смысл. Иначе, как объяснить суматошные действия американцев, нарушающие все правила морского судоходства, а самое главное, еще и последовавшие в адрес наших моряков обвинения в непрофессиональных опасных действиях, ведь по данным американцев корабли сблизились на дистанцию всего 15 м, после чего «Адмирал Виноградов» был вынужден изменить курс.  

 

Возможно, именно таким образом, американский командир пытался сорвать выполнение задачи российским кораблем, и защитить свою субмарину. Именно такую версию выстраивает китайский эксперт.

 

Но мы разобрались только в возможных причинах неадекватности действий командира американского корабля. Теперь давайте рассмотрим, насколько они были оправданны с профессиональной и международно-правовой точки зрения. 

 

Международные правила морского судоходства, в частности, так называемые «(Международные) Правила предупреждения столкновения судов в море» (МППСС-72), обязательные для выполнения капитанами и командирами всех судов и кораблей, четко предписывают порядок расхождения судов, следующих параллельными курсами. Как и на автомобильной дороге, преимуществом обладает следующее справа судно (корабль). Таким образом, американский корабль при необходимости смены курса на пересекающийся, должен был сбросить ход и осуществить маневр на безопасном удалении за кормой нашего БПК «Адмирал Виноградов». Иначе, при допущенном столкновении вина бы полностью легла на американца, не говоря уже о политических последствиях, которые могло повлечь намеренное столкновение двух военных кораблей сверхдержав, находящихся друг с другом в, мягко говоря, натянутых отношениях. Таким образом, в случае тарана виноват бы был командир крейсера 7-го флота США. О возможных мотивах его безумных пируэтов мы уже поговорили. Но теперь давайте вдумаемся. Что будет, если каждый раз при приближении разведывательных самолетов США к нашим границам, скажем где-нибудь у берегов Калининградской области, наш истребитель-перехватчик будет пытаться таранить иностранный самолет-разведчик, чтобы помешать ему снимать данные с помощью средств инструментальной или радио-технической разведки? Как вам такая перспектива? Так что, товарищи китайцы, оправдывает ли попытка недалекого, но преданного американского «морячка Папайи», «защитить» свою субмарину от сонаров российского БПК?

 

В этой связи, можно было бы заметить китайским экспертам, пытающимся оправдать очередную выходку американских моряков, о том, что при принятии решения нужно оценивать и взвешивать все негативные обстоятельства и риски. В данном случае от большой беды спасли только грамотные и оперативные действия командира БПК «Адмирал Виноградов» и его экипажа. 

 

Глеб Зима специально для Planet Today

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *