#Политика

Последний причал: Мощь и гордость российского флота в 1990-е распилили на куски

Последний причал: Мощь и гордость российского флота в 1990-е распилили на куски

20 июля в сети был опубликован документ, определяющий основы государственной политики в области военно-морской деятельности и, в частности, требования к военно-морскому флоту (ВМФ) России. Согласно ему российский флот должен находиться на втором месте в мире по боевым возможностям, а это неизбежно означает огромную работу в масштабах всей страны. Между тем подобных усилий можно было бы избежать: в наследство от СССР России достался мощный военный флот, способный конкурировать с ВМФ крупнейших морских держав. Однако, в 1990-е огромное количество прекрасных боевых кораблей по разным причинам выведены из состава флотов и поставлены на отстой. Какое-то время они ржавели, стоя на приколе, и в результате пошли на металлолом. Некогда грозные корабли ВМФ России, преждевременно покинувшие строй.

Последний причал: Мощь и гордость российского флота в 1990-е распилили на куски

Атомная подводная лодка проекта 671 «Ерш»

подлодки вводились в строй с 1967 по 1974 год. НАТО уважительно присвоила им классификацию Victor-I — «Победитель», а английские моряки неофициально называли эти корабли «черными принцами». Подлодки проекта «Ерш» долгое время были основой советского подводного могущества. Простые и недорогие — стоимостью около 50 миллионов рублей и со сроком постройки 11-15 месяцев (а порой и 8-9 месяцев), но хорошо вооруженные, маневренные и автономные, они стали дежурными постовыми на всех важнейших морских перекрестках. Все лодки проекта 671 были выведены из состава флота с 1989 по 1997 год и к настоящему времени утилизированы.

Последний причал: Мощь и гордость российского флота в 1990-е распилили на куски

Транспортировка подлодок на борту судна-дока Тransshelf.

Атомная подводная лодка (АПЛ) К-60 проекта 627А «Кит»

Последний причал: Мощь и гордость российского флота в 1990-е распилили на куски

К проекту «Кит» относились первые советские атомные подводные лодки. В результате создания атомных подводных лодок проекта 627 СССР стал второй в мире державой, имеющей атомный подводный флот. Корабли проекта 627—627А имели выдающиеся для своего времени характеристики, но обладали и существенными недостатками, которые исправлялись в последующих проектах. Всего, с 1957 по 1963 год, в строй вступили 13 субмарин, проходивших службу на Северном и Тихоокеанском флотах. Одна субмарина, К-8 — погибла, остальные были списаны в начале 1990-х годов.

Эскадренный миноносец «Отчаянный»

Последний причал: Мощь и гордость российского флота в 1990-е распилили на куски

Эскадренный миноносец «Отчаянный» — 2-й корабль проекта 956 «Сарыч». Миноносцы этого проекта строились на судостроительном заводе №190 им. А.А. Жданова в период с 1976 по 1992 год. С момента вступления в строй и до окончания холодной войны эскадренные миноносцы проекта 956 интенсивно эксплуатировались на различных морских театрах (от Баренцева моря до Персидского залива), участвовали в боевой службе советского ВМФ и демонстрировали советское военно-морское присутствие в Мировом океане, в том числе и в зонах вооруженных конфликтов. В 1998 году попал под сокращение бригады эсминцев, был утилизирован в 2003 году.

Эскадренный миноносец «Гремящий»

Последний причал: Мощь и гордость российского флота в 1990-е распилили на куски

Эскадренный миноносец «Гремящий» — 14-й корабль проекта 956 «Сарыч». С 1997 года корабль не выходил в открытое море, в настоящее время ожидает утилизации.

Тяжелый ракетный подводный крейсер стратегического назначения (ТРПКСН) «Симбирск» проекта 941 «Акула»

Последний причал: Мощь и гордость российского флота в 1990-е распилили на куски

Третий корабль проекта 941 «Акyлa». Шесть субмарин проекта считались самыми большими в истории человечества: их длина составляла 175 метров. Огромные подлодки приводились в движение двумя ядерными реакторами, при этом они были намного более тихими, чем их предшественники. В арсенал каждой из подлодок проекта 941 «Акула» входило пугающее количество баллистических ракет и ядерных боеголовок — эти корабли могли в одиночку уничтожить большую часть мира. Члены экипажа жили на подводных лодках в относительном комфорте и могли проводить под водой до 120 дней подряд, причем этот срок мог быть увеличен. В 1996 году ТРПКСН «Симбирск» был выведен из боевого состава ВМФ в резерв, в 1998 году — исключен из состава ВМФ и поставлен на отстой в губе Нерпичья (город Заозерск). В течение 2006—2007 годов подлодка была утилизирована.

Тяжелый атомный ракетный крейсер (ТАРКР) «Адмирал Ушаков» (бывший «Киров»)

Последний причал: Мощь и гордость российского флота в 1990-е распилили на куски

Крейсер — один из четырех в серии — был спроектирован в СССР и построен на Балтийском заводе. Строительство корабля было начато в 1973 году, спуск на воду произведен в 1977 году. Корабли этой серии не имели аналогов в мировом кораблестроении: они могли уничтожать надводные корабли противника и подводные лодки. ТАРКР были самыми большими в мире неавинесущими ударными боевыми кораблями. К примеру, американские атомные крейсеры типа «Вирджиния» по водоизмещению были в 2,5 раза меньше. Крейсеры проекта 1144 «Орлан» были предназначены для поражения крупных надводных целей, защиты соединений флота от атак с воздуха и подводных лодок в удаленных районах Мирового океана. Эти корабли имели на вооружении почти все виды боевых и технических средств, которые только были созданы для надводных кораблей в СССР. Главным ударным ракетным вооружением крейсеров был противокорабельный ракетный комплекс «Гранит». С 1991 года ТАРКР «Адмирал Ушаков» находился на отстое, а в 2002 году был выведен из состава флота и в настоящее время ожидает утилизации.

Тяжелый атомный ракетный крейсер (ТАРКР) «Адмирал Лазарев»

Последний причал: Мощь и гордость российского флота в 1990-е распилили на куски

Второй из четырех ТАРКР, построенных на Балтийском заводе по проекту 1144 «Орлан». Строительство корабля начато в 1978 году, спуск на воду произведен в 1981 году. С 1999 года крейсер находится в отстое на Дальнем Востоке. В данный момент небоеспособен, дальнейшая судьба корабля не определена.

Атомная подводная лодка (АПЛ) «Ак Барс» (справа)

Последний причал: Мощь и гордость российского флота в 1990-е распилили на куски

Подлодка относилась к проекту 971 «Щука-Б», вобравшего в себя самые удачные идеи предшественников. Отличительными особенностями подлодок стали сравнительная дешевизна в постройке, повышенные маневренность и живучесть. «Щука-Б» обошла зарубежных конкурентов за счет меньшей шумности на малом ходу, более современной электроники и вооружения. Подлодка «Ак Барс» вошла в состав ВМФ СССР в 1984 году, из боевого состава флота выведена в 2002 году на долговременное хранение в губе Сайда. В 2007 году отбуксирована для разделки на металлолом.

Пограничный сторожевой корабль проекта 745П «Амур»

Последний причал: Мощь и гордость российского флота в 1990-е распилили на куски

Подобные корабли строились на основе морского буксира в Ярославле в 1974-1990 годах по заказу КГБ СССР. Всего было построено более 20 таких кораблей. На фото — один из кораблей серии; сел на мель в бухте Новокурильская острова Уруп в 2000 году и был утилизирован.

Малый противолодочный корабль (МПК) «Владимирец»

Последний причал: Мощь и гордость российского флота в 1990-е распилили на куски

Малые противолодочные корабли (МПК) проекта 11451 (шифр «Сокол») отличало наличие подводных крыльев, благодаря которым они могли развивать высокую скорость. МПК также были оборудованы опускаемыми гидроакустическими станциями (ОГАС) с большой дальностью действия для поиска подлодок, а также мощными средствами для уничтожения субмарин. МПК «Владимирец» спущен на воду в 1990 году. К началу 2000-х годов корабль фактически не выходил в море и был выведен в резерв. В настоящее время готовится к переоборудованию в музей.



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *